Насилие над ребенком

Родителям – о насилии над ребенком

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.

Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

 Психологическим насилием является:

  • отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

 К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
  • запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
  • устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.

3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".

5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

 

Родители, никогда так не поступайте…

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».

Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».

Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.

Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

  

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Ребенок — не раб, родитель — не господин.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

Родители, пожалуйста, образумьтесь!

Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!

  

Из Семейного кодекса РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту.

1.  Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита
своих прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их
заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки
и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2.  Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительные, жестокие, грубые, уничтожающие человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.


( 15 голосов: 3.33 из 5 )
 
4460
 

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Ребенку – о насилии в семье
О насилии в семьях над усыновленными детьми (Ж.А. Захарова, социальный работник)
Дети из семей, в которых практикуется насилие (Информация Национального Центра по проблеме жестокого обращения с ребенком и отсутствия заботы о ребенке, США.)
Чтобы дети избежали беды
Основы личной безопасности для дошкольников (Пола Статмен )
Как уберечь ребенка от насилия? (1) (Богачева О., Дубягин Ю. )
Как уберечь ребенка от насилия? (2) ( Богачева О., Дубягин Ю. )
Как отличить наказание от насилия (Психолог Светлана Швецова)
Научите ребенка разговаривать с незнакомыми! (Филимонов Михаил)
Базовый инстинкт или Как подготовить детей к критической ситуации (Иван Охлобыстин)

Последние просьбы

  • 14.05.2024

    Здравствуйте! Хочу поделиться своей наболевшей историей, которая не даёт мне жить. На данный момент мне 17 лет. Целые 3 месяца больше половины дня я находилась с настоящим монстром.

    подробнее...
  • 06.05.2024

    Всем привет! Я не буду говорить свои имя и возраст, просто хочу с кем-то поделиться. Меня бьют дома родители, кричат на меня. Причём по самым странным причинам: то уроки не вовремя делаю, то букву не так написала, то посуду не помыла. Очень обидно, когда мне говорят что я - "бесчувственная тварь, которой на все плевать"! Хотя на самом деле, когда ложусь спать, часто переживаю и соболезную другим; вспоминаю, например, как встретила котенка на улице... Я довольно замкнутая в себе и в школе меня часто обижают. Сегодня меня толкнули и я упала, а потом еще и обозвали, что я неудачница и дура (учусь я на пятёрки!). А дома меня облила мать ледяной водой из-за того, что я пришла из школы и сидела с в телефоне в свое свободное время и, видите ли, не делала уроки! Друзья у меня только в Интернете, потому что никто не хочет со мной дружить. Я жуткий социофоб и даже в интернете непривычно писать о проблемах. Подскажите: что можно сделать в такой ситуации?

    подробнее...
  • 02.05.2024

    Здравствуйте! Мне 15 лет. На протяжении всей жизни я выслушиваю конфликты родителей. Они развелись еще до моего рождения. Был случай во втором классе: папа меня хотел забрать с последнего урока, ему сказали подписать бумаги, в общем, не выпускали со мной. Тогда директор позвонил моей маме и она прибежала, они вызвали полицию, и, как в фильмах, перед школой я стояла между ними и они тянули меня из стороны в сторону. Потом мы поехали на полицейской машине в участок, еще меня там спрашивал директор, хочу ли я поехать с папой, а я даже не могла и слова сказать. Потом меня бабушка по папиной линии, когда уже во всем разобрались, и я, все-таки, поехала с папой, упрекнула в том, что я ничего не могла сказать, когда мне задали вопрос. Мне тогда было 8-9 лет, я даже это пишу и у меня начинают литься слезы: родители так сильно ругались! Еще до 11-12 лет моя бабушка по папиной линии говорила постоянно, когда я приезжала, о том, какая моя мама плохая и все такое. Говорила, что они развелись и высказывалась о моей маме очень плохо. Я говорила папе, что мне не приятно это слышать, ведь это начиналось всегда, как только я приезжала к ней, но даже разговоры папы ей не помогли и я перестала ездить к ней. У меня есть триггеры: слова из уст папы "конченая", "тварь", "недалекая", "дикая". Мне очень больно: папа меня не слышит, что эти слова по отношению к родным людям (мама и бабушка)недопустимы. У моей мамы, когда мне было где то 7-8 лет, появился мужчина и они поженились и мама родила брата. Сначала все было хорошо, но вот последние года 2-3 просто ужас: отчим на кухне (я даже записывала это, на диктофон), у них ссора и он ее унижает, оскорбляет, материт и также я слышала, как он при моей маме меня обзывал. Ужасно осознавать, что я не могу заступиться за маму и будет все еще хуже. Ссоры происходят часто и это все слышит 5-летний ребенок, который, в свою очередь, так как он мальчик, копирует поведение своего отца. Он уже неуважительно относится к маме. Я хотела обратиться за помощью, позвонить на телефон доверия. Понимаю, что это все анонимно, но моя мама с бабушкой как будто этого не хотят слышать... КАК МНЕ ПОЗВОНИТЬ, ЕСЛИ МАМА, ПЛАЧЕМ УМОЛЯЯ, ПРОСИТ НЕ ЗВОНИТЬ И ВООБЩЕ ОБ ЭТОМ НЕ ГОВОРИТЬ?! Я еще не понимаю бабушку, ведь только ей я могу это сказать и поделиться своими эмоциями, а она говорит, чтобы я не вмешивалась! Вы понимаете: она говорит, чтобы я с этим ничего не делала?! И сама не хочет вмешиваться, хотя знает все и, скорее всего, больше меня. Я больше не могу так жить, мне морально плохо, не знаю что мне делать; мой папа меня не поддерживает, я плачу - он кричит, мне очень жалко себя, маму и брата. Вчера я опять услышала ссору матери с отчимом и такие страшные слова, что он сказал моей маме: "радуйся, что ты еще жива!"...

    подробнее...
  • Читать другие просьбы




Футболки с надписями

Скачать книгу Преодоление страха

Самое важное

Лучшее новое

Как пережить расставание, развод

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru