Напишите свою просьбу о помощи
С прошлого года у нас появился новый предмет – русская словесность. И очень скоро у моих одноклассников начались конфликты с учительницей. Точнее, это ребята унижали ее, насколько хватало наглости. Повышали на нее голос, обсуждали ее поведение при ней же – чуть не в полный голос, не стесняясь в выражениях – крутили на нее пальцами у виска… Поводом для скандала могла послужить любая мелочь. Из-за этого часто срывались уроки.
Сначала я относилась к этому довольно спокойно, но во время очередной разборки поняла: нельзя же так! Совсем затравили человека… А ведь учительнице было вдвойне тяжело переносить это – в нашем классе учится ее сын Пашка, безбашенный парень, перебивающийся с тройки на двойку, на которого жаловались все преподаватели. Он не заступался за мать, а только противно лыбился, когда ее обижали.
В общем, после этого урока я подошла к Ирине Васильевне и утешила ее. Она растрогалась чуть ли не до слез. И с тех пор я после каждого сложного урока подходила к ней и успокаивала ее, а изредка приходила к ней после уроков просто так, поговорить.
Человеком она была добрым, жалостливым и несколько сентиментальным, но слабовольным. Она держалась довольно неуверенно, робко, а во время конфликтов вела себя своеобразно. Долго терпела, не замечала ни болтовни, ни списывания, ни посторонних занятий, но однажды терпение кончалось – и ее прорывало! Могла наорать, при этом неумело язвила и говорила какие-то глупости («Вот часы. Они идут. Вот дверь. Она открывается туда»). В эти моменты на нее было страшно и неприятно смотреть.
Также была невероятно чувствительна к чужой доброте. Как-то я угостила ее шоколадкой – она долго благодарила, как будто я сделала для нее суперважное дело. Вообще была благодарна за малейшее доброе дело.
И еще я заметила, что очень любит жаловаться на жизнь. Точнее, на настоящее. А вот в прошлом, с ее слов, все было просто замечательно: и учителя у нее были прекрасные, и одноклассники великолепные, и жилось в СССР так, что лучше не бывает. А ученики, которые когда-либо учились у нее, тепло относились к ней и никогда не обижали. По ее словам, мы – вторая такая конфликтная параллель на ее памяти. Первая выпустилась 8 лет назад.
А уроки начали приходить в упадок. Все чаще мы не слушали учительницу, а переписывали в тетрадь параграфы, которые она нам задавала. У нее просто не было сил что-то нам объяснять…
И тут я поняла: все само собой не решится. Надо действовать!
Первым делом я попыталась осторожно узнать у ребят, за что они ее так не любят. Я спрашивала об этом как бы невзначай, притворяясь наивной, и никак не комментировала ответы.
Претензии большинства были таковы: она нас раздражает, потому что «тормознутая» (медленно реагирует и еще медленнее говорит – с длиннющими паузами, растягивая каждое слово), «юмористка» (нелепо шутит и при этом смеется себе под нос), и «эмоционально нестабильная» (ага, попробовали бы они сами сохранять спокойствие на месте!)
Несколько ребят, не примыкающих к элите, упомянуло о ее безволии. По их мнению, причина травли была именно в этом. А вовсе не во внешних признаках и не в том, что словесность – предмет ненужный. Не обижали же они классную-русичку – строгую и властную женщину, которая умела пристыдить, не повышая голоса. Ведь русский и лит-ра – почти то же самое, что и словесность…
С самой учительницей я тоже стала общаться по-другому. Начала внушать ей, что так нельзя, что если ей неприятно такое обращение, то надо с этим что-то делать. Иначе она превратится в дежурную тряпку для вытирания ног. Я даже предлагала свою помощь.
Учительница благодарила меня за поддержку, но в ответ на мои советы говорила что-то вроде: «Поживем – увидим», «Я хотела от вас отказаться, но словесность никто брать не хочет, потому что это невыгодно, надо дотерпеть до конца года…», «У вас в классе нет общественного мнения, как же ты одна будешь бороться? Мне ведь тебя тоже жалко…» А сама продолжала жаловаться на то, какие бессовестные люди мои одноклассники.
Дело понятное – она и так-то решительностью не отличалась, а теперь совсем сникла.
А я уже начала действовать сама…
Скажу честно: я не хотела конфликта. И сначала пробовала мирные методы. Если бы все решилось с их помощью, я была бы очень рада.
Я могла мягко попросить: «Пожалуйста, можно потише? Мне не слышно». Или предложить: «А давайте один урок посидим спокойно, ради эксперимента!» Были в моем арсенале и кое-какие хитрости. Когда еще читала лекции, можно было предотвратить начинающийся скандал. Учительница объясняет что-то, потом прерывает объяснение и начинает препираться с одноклассником – а тут я: «Значит, метафора – скрытое сравнение?» Или: «А как отличить синтаксический параллелизм от повтора?» Или банальное: «Я не расслышала, повторите, пожалуйста!» На самом деле я все прекрасно слышала и понимала. Просто хотела заставить учительницу говорить.
Хитрости действовали не всегда – несколько раз мне удавалось сделать так, чтобы Ирина Васильевна продолжала урок, но когда она перестала читать лекции, этот прием перестал действовать. А просьбы… Максимум, чего мне удавалось добиваться – чтобы самые спокойные из соседей замолкали минут на десять.
Сначала никто не придавал значения моим попыткам навести порядок. Но современем люди начали понимать: что-то здесь не так. И все чаще в ответ на свои просьбы я стала слышать раздраженное: «Не лезь! Замолчи! Твое какое дело?»
Ирина Васильевна совсем ослабела морально. Все глубже уходила в счастливые воспоминания и наивные рассуждения о гуманности. В ответ на мои предупреждения отвечала: «А разве у вас в классе может за правду достаться?» или: «Но ведь это же аморально…» Собственно, только об этом она и могла говорить. И еще – жаловаться на здоровье.
Никакой опоры у меня не было. В классе, как я уже выяснила, моего мнения никто не разделял. Вне класса у меня были «свои люди» - два друга, три подружки и молодой человек. Всем им я рассказывала об этой ситуации – и все говорили примерно одно и то же: «Юля, лучше не лезь, ведь это не твоя подруга и не мама.Ты только зря пострадаешь».
Но я не могла оставить Ирину Васильевну в беде. Ведь, кроме меня, никто ей не помогал. Что же это получается – все ее обижают, и еще я должна кинуть!
Уроки словесности совсем пришли в упадок. Я уже и забыла, когда Ирина Васильевна работала с нами фронтально. Мы только писали конспекты, а потом делали по ним контрольные. С открытыми тетрадями. Потом стали и вовсе срывать уроки – учительница просто не могла их проводить, и уже боялась начинать занятие. Ни о каких знаниях, получаемых на уроке, уже нельзя было говорить.
Я начала терять терпение. Ведь мне нужен был этот урок! Почему я должна лишаться знаний из-за чужой наглости и жестокости? Они, видите ли, развлекаются – а я чем виновата?
Я старалась не показывать, как переживаю из-за этого. Во время скандалов я сидела как на иголках, заливалась румянцем – но не повышала голоса и не опускалась до брани. Но больше не просила ребят, чтобы они вели себя потише, а делала им замечания. Те жутко возмущались: как же, им посмели противоречить! Но я не сдавалась. Ведь урок все равно пропадал.
Я не раз спрашивала у ребят прямо на уроке, зачем они грубят Ирине Васильевне. Предлагала: «Я замолчу, и вы замолчите». Наконец, пригрозила, что не буду помогать им с уроками. Но все – как об стенку горох. Они не поддались на мою манипуляцию, зато сами устроили мне «сладкую жизнь».
Их помощь и общение с ними мне и раньше были не нужны, поэтому бойкот я перенесла легко. Потом стало хуже. Меня толкали, ехидно комментировали каждое мое действие, злобно шипели всякий раз, как я открывала рот, даже если это был ответ на уроке. Старались навязать мне разговоры, во время которых открыто пытались меня унизить. Я же избегала этих разговоров и смотрела на них, как на глупых детей. Это утвердило их в мысли, что я высокомерная стерва – и меня наградили кличкой «Гордая Орлица». Иногда, если удавалось, я могла ответить какой-нибудь дерзостью или насмешкой. Но в длительные пикировки не вступала.
Зверствовали не только девчонки из элиты класса, но и Пашка – сын Ирины Васильевны.
Их отношения с матерью все сильнее портились. Он открыто бездельничал на ее уроках: играл в телефон или болтал с соседями. Мать ругалась на него, доходила чуть не до истерики – а сделать ничего не могла. Павел даже хвастался: «Мне мать скажет: «Не делай так!», а я скажу: «Ладно!» и все равно буду делать».
Он всегда терпеть не мог меня, а когда я стала заступаться за его маму, то совсем сорвался с цепи – лез в драку, говорил, что я не человек, что я недостойна жить и что меня надо сжечь в биореакторе. Он и раньше лез ко мне, но тогда другие унимали его – он приставал ко многим, и всем надоел. А теперь девчонки только подзуживали его, и он старался им услужить.
Я решила максимально дистанцироваться от класса – перестала ходить в столовую, а на переменах уходила к друзьям или в библиотеку – все равно, куда, лишь бы не быть рядом с этими фуриями! На худой конец, спасал плеер – можно было притвориться, что я не слышу.
Когда же я в третий раз нашла на полу свой белый пуховик, я решила и раздеваться в другом месте. Мы оставляем наши вещи в своем кабинете, за шкафом, и сделать это мог кто угодно. И потом, в том месте я была наиболее беззащитна. Меня могли толкнуть, когда я выходила из-за шкафа, а могли подолгу не выпускать оттуда – кто-нибудь вставал в проходе и не пропускал.
Тогда я попросила Ирину Васильевну, чтобы она разрешила мне раздеваться в своем кабинете. Та разрешила.
И все бы хорошо, но Пашка скоро узнал, где я оставляю свои вещи и начал угрожать: «Еще раз придешь к матери – пропишу вертуху по щам!» (Это значит – прибью).
А я игнорировала его и продолжала раздеваться, где хотела. И говорить одноклассникам, что думаю, несмотря на все угрозы.
Так прошел месяц.
И вот в последний понедельник перед весенними каникулами я, как обычно, принесла свои вещи в кабинет Ирины Васильевны. Когда я пришла, она стояла и разговаривала с Пашкой.
Увидев меня, он совсем озверел. Слегка разбежался, налетел на меня и толкнул в плечо. Я упала на парту. Хорошо еще, что ничего не повредила – Москалев в качалку ходит, и рост у него – 2 метра, а я тоненькая и хрупкая.
Ирина Васильевна занервничала, закричала на него, и он убежал. А я прошла к шкафу и оставила там свои вещи.
На следующей перемене я пришла к Ирине Васильевне, чтобы спросить, когда я смогу вернуть ей учебник (я брала у нее книгу для самостоятельного изучения, ведь в библиотеке их на руки не выдают). За мной притащился этот псих и начал прикапываться ко мне. Я посоветовала ему отцепиться по-хорошему, а он не унимался.
Что тут сделалось с учительницей! Она чуть ли не в припадке забилась! Голос у нее слабый и глухой, но на этот раз она развопилась:
- Что вы сюда пришли?! У вас есть классный руководитель, идите к нему! Я в чем виновата!
Мне даже страшно стало. Я отступила в угол класса, а Москалев вымелся вон. А его мать скоро поняла, чего наговорила, и начала оправдываться:
- Ты вот говоришь, что у тебя от страха сердце заболело, а меня тоже отпаивали! Довели меня до припадка, а я в чем виновата?
- Я не раз предупреждала вас, что такое когда-нибудь случится. Вы ничего не сделали. Тогда я буду защищаться сама.
Я вышла из кабинета и тут же позвонила папе.
Он беседовал с Пашкой в кабинете директора, в присутствии нашей классной руководительницы. Директриса пообещала в тот же день после уроков пригласить инспектора и провести беседу, а также потребовать у Ирины Васильевны, чтобы та взяла ему направление к психиатру.
К вечеру у меня поднялась температура (я была простужена уже третий день, но ходила в школу), и всю оставшуюся неделю я просидела дома. Потом были весенние каникулы. И все это время я думала, где мне теперь обосноваться.
Возвращаться в свой класс я не хотела. Было страшно за себя и за вещи. И потом, просто было неприятно лишний раз пересекаться с этими людьми. Надо сидеть с ними на уроках – я сижу. Но чего можно избежать, того я охотно избегаю. Одна из моих одноклассниц еще с начала прошлого года тоже переселилась в чужой кабинет – только потому, что она, видите ли, не считает себя частью нашего класса! Но ведь ее никто не обижал, и ни с кем у нее не было конфликта – просто не нравились люди. А Москалеву, кстати, она и сама унижала.
И ей можно было переодеваться в чужом кабинете, а мне – нельзя!
Оставлять вещи в библиотеке? Мне бы разрешили. Только проблема вот в чем: библиотекари приходят ко второму уроку. В первый день учебы у нас у самих не было первого урока. Но что делать дальше?
В понедельник я подошла к Москалевой после уроков. Думала, что она сможет мне что-нибудь посоветовать – я ведь столько раз ей помогала! А ту вспышку я ей простила – к затравленным людям надо быть терпимее.
Однако учительница помогать мне отказалась:
- Иди к своему классному руководителю.
- Но ведь можно же что-нибудь придумать?
- Придумывать ничего не надо. Лучше возвращайся в свой кабинет.
Я туда не вернулась. Но и навязываться Ирине Васильевне не стала. Меня приютила учительница истории – любимица нашего класса. Она даже разрешила мне брать ключи от кабинета (ее самой часто не бывает в школе – она ведет только у двух классов). И я ей за это очень благодарна. Не зря ее уважает вся школа.
Одноклассники пока больше ничего мне не делали. Только от этого не легче…
Я не хочу ни затевать ссор с учительницей и одноклассниками, ни ссориться с ними. Я понимаю, почему все эти люди в данной истории вели себя так, а не иначе. Было бы хорошо, если бы со временем мне удалось их простить полностью. А вот сейчас мне очень неприятно, что со мной так поступили. Я уважаю других людей, но и себя тоже. И не хочу, чтобы об меня вытирали ноги. Да, слабым и закомплексованным людям следует прощать некоторые неадекватные поступки, но это же не значит, что если они слабые, то им все можно!
Доверять этим людям я больше не смогу. Учительница проявила неблагодарность и оттолкнула меня. А ребята показались передо мной во всей красе, и я теперь знаю, какие они, и не хочу лишний раз их видеть.
Скоро я закончу школу и не буду больше общаться с теми людьми. Как-нибудь доживу до последнего звонка, потом сдам экзамены и поступлю в университет. Буду заниматься любимым делом и найду себе новых друзей.
Но что делать, если в дальнейшем я столкнусь с подобной ситуацией? Оставлять слабого человека в беде? Пусть, мол, делают с ним что хотят – не мое это дело? Или делать то же – чтобы сценарий повторился?
Если бы мне приходилось заступаться только за себя, я бы как-нибудь выкрутилась. Но ведь я опекала учительницу…
И еще интересно: могла ли я как-нибудь разрешить конфликт между Ириной Васильевной и классом? Если могла, что именно мне нужно было для этого сделать?
Миэлита , возраст: 17 / 06.04.2013
Отклики:
пошли против всех, не побоялись заступиться, в Вас есть потрясающее качество поступать по совести! Не жалейте
о том, что Вы сделали, не обижайтесь на учительницу, я уверена, она Вам безмерно благодарна и оценила по
достоинству все Ваши попытки ей помочь! Не чувствуйте себя тряпкой - это уже гордость начинает в Вас говорить,
делая добрые дела, не ждите долга, учитесь ставить себя на второе место и, поверьте, Вы получите гораздо
больше, нежели разрешение повесить пуховик в безопасном месте! Я прекрасно Вас понимаю, вы почувствовали мини
предательство, но вспомните Иисуса, когда его предали, что он сказал "Отче, прости им, ибо не ведают, что
творят". Пусть Ваше доброе и искреннее сердце навсегда останется таким! Не поддавайтесь злу, не путайте
уважение к себе с обидой. Счастья Вам! Да хранит Вас Бог!
Елена , возраст: 28 / 10.04.2013
P.S.
Я никогда не буду ходить на встречу выпускников, нет ни желания, ни интереса, ни какой-либо мысли по поводу того как живут эти "люди" дальше. Потому что ещё тогда, когда всё это случилось я для себя решила, что как только наступит выпускной я просто забуду их имена и фамилии, потому что меня ждёт новая жизнь без таких дегенератов. Лучше я в день очередной встречи выпускников это время потрачу на любимую книженцию или музыку - уж точно больше приобрету, чем в общении с этими животными)
Лара , возраст: 24 / 22.04.2013
Если говорить о будущем, то вполне понятно ваше желание выбрать себе ориентир для поведения для аналогичных моментов. Но, по большому счету, одинаковых ситуаций в жизни не так много, и потому заранее определить, как именно стоит себя вести «во всех похожих случаях» будет затруднительно.
Что касается настоящего, т.е. происходящего между вами (лично вами) и вашим педагогом в настоящем времени, то здесь я предположу, что учитель занял детскую, пассивную позицию. Не буду рассуждать о причинах такого поведения (они могут быть самыми разными, и уважительными и не очень), просто констатирую факт – взрослый, ведущий (или ощущающий) себя как ребенок, не может оказать вам ни поддержки, ни помощи. Вы же, в свою очередь, в отношении нее занимаете позицию родителя, опекуна и воспитателя. Вы психологически «удочеряете» ее, и с этого момента ваши отношения строятся именно по этому сценарию. Но при таком раскладе столкновения интересов не избежать. Точнее, от него можно уйти только одним способом – если каждый безоговорочно будет продолжать «тянуть» свою роль. Потому что как только вы перестанете постоянно вкладывать свои ресурсы и захотите получить что-то для себя - это будет воспринято как предательство, как нанесенная обида. В свою очередь, у вас может вызвать встречную обиду желание педагога постоянно получать и ничего не отдавать взамен. Поэтому конфликт неизбежен.
Для того, чтобы выйти из этого ролевого конфликта, вам обеим нужно занять иную позицию. Либо перевернуть роли: вы - ребенок, ваш педагог – родитель (тогда вы сможете получить помощь и поддержку от вашего педагога), либо обеим занять позицию двух взрослых (и тогда переговоры будут вестись уже на этом уровне). Но после всего прочитанного у меня есть сомнения в том, сможет ли ваша учительница выйти из детского положения. Поэтому вам нужно обратиться ко взрослой части своей личности (чтобы не остаться в положении обиженного ребенка, который не получил защиты).
Один из признаков взрослой роли состоит в том, что взрослый человек в меньшей степени подвержен иллюзии всемогущества, и потому может разделить свою и чужую ответственность. Например, осознать, что донести до другого человека свою позицию, свое видение ситуации и оказать ему поддержку – можно, а вот заставить его действовать по-другому, принять за него решение и единолично повлиять на чужую жизнь (которую создал себе другой человек) – нельзя.
В истории, которую вы описываете, ваша ответственность состоит в том, чтобы избавиться от иллюзии, будто вы «в одно лицо» можете перебороть свой класс (категорически не настроенный на взаимодействие), взрослого человека (который ничего не собирается решать) и педагогический коллектив с администрацией (которые почему-то вообще никак не заявлены в ситуации и словно бы не в курсе происходящего).
Продолжать оказывать педагогу дальнейшую поддержку или нет – это уже ваш выбор, и если вы хотите продолжать это делать, то такой выбор должен быть осознанным. И вы вправе перестать расходовать свои ресурсы – хотя бы потому, что многие инфантильные люди с большим удовольствием их «съедают»… и, кстати, очень обижаются, когда их перестают «кормить».
Резюмировать и подвести итог можно так: если один человек занимает во взаимодействии позицию «я не могу ничего», то его партнеру по общению предлагается роль «я могу все», в которую автоматически втягивается большинство людей. Демонстрировать свое «всемогущество» можно как негативным способом («сделаю с тобой что хочу, а мне ничего за это не будет»), так и позитивным («я все смогу и все исправлю в твоей жизни -без твоего участия, я все сделаю сам»). И выйти из этой дилеммы можно только признанием своих пределов: «вот тут я могу, и вот тут могу, а вот тут уже нет, и дальше уже его ответственность». Ну и напоследок, от себя – думаю, что лично я тоже как минимум предприняла бы попытку исправить ситуацию. А результат – что ж, его понимание приходит с опытом. Удачи вам.
Лу , возраст: 30 / 23.04.2013
Предыдущая история Следующая история
Последние просьбы
- 14.12.2025
Как и любая другая девушка, столкнувшаяся с насилием, я чувствую вину.В 12 лет была попытка самоубийства, которую все также осудили. А отчим через два года сказал: «Да, я знаю, что тут есть моя вина. Но хотела бы ты умереть, придумала бы что-нибудь лучше. А так ты просто пыталась в очередной раз привлечь к себе внимание». Сейчас сталкиваюсь с тем, что не могу вступить в отношения с парнями, не гонюсь за этим, но обидно бывает, что правда красивые, хорошие парни остаются во френдзоне. В классе тоже были прецеденты, когда пялились на грудь, делали нелестные комплименты интимным частям тела, прямо на уроке пытались сажать на колени, давили и требовали скинуть обнаженные фотографии (безуспешно), после чего всех их оправдывали. Походы к психологам отдельная тема. Одна на мои просьбы разобрать именно эту проблему, переходила к моей самооценке. Вторая осудила на пару с моей мамой за то, что не хожу в купальниках на море/речку. Сейчас тоже занимаюсь уже с другой, но тяжело подступиться и начать углубляться. Сейчас мне 15, все также боюсь взрослых мужчин, есть навязчивые мысли, что все меня хотят и при любом удобном случае воспользуются разницей в силе. Снятся кошмары, где меня насилуют, домогаются.
подробнее... - 19.11.2025
В этом году летом ездила в деревню, в лес за ягодами. И получилось так, что привезла оттуда беременность, так как была изнасилована 16-летними парнями, прямо на поляне в лесу, Через некоторое время начали набухать соски и появились все признаки беременности. И вот уже 5-й месяц на беременности. УЗИ показало, будет мальчик Есть мысль избавиться от него после родов, сил больше нет.
подробнее... - 17.11.2025
Здравствуйте!Мне 21 год. Примерно ,когда мне было 5 лет, мама нашла нового мужчину,они быстро стали жить вместе и у них появилось еще 2-ое детей. Отчим мог кричать,и ругаться матом от этого мне было очень не по себе (в детстве я почти не разговаривала ни с мамой,ни со сверстниками)В детстве отчим бил своего сына (нашего сводного брата) очень жестоко…Мама его не защищала ,наоборот как будто рада была. Все время в страхе ,потом и нас со старшей сестрой тоже стали бить… Мне очень жаль сестру ,а перед мамой как будто чувство вины,что я никак не могу ей помочь,на нее очень большая обида у меня . Скажите пожалуйста,что думаете.?
подробнее...


Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Протоиерей Димитрий Смирнов
Психолог Александр Колмановский
Психолог Любовь Бычкова
Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Марина Берковская, психолог, психотерапевт
Михаил Маков, полковник милиции
Священник, психолог Андрей Лоргус
Ирина Мошкова, кандидат психологических наук
Кризисный психолог Марина Берковская
Кризисный психолог Марина Берковская
Психолог Клавдия Никитина
Павел Охапко
Андрей Кочергин
Психолог Лариса Трутаева
Майор Александр Никифоров
Психолог Любовь Бычкова
Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Священник и психолог Андрей Лоргус
Протоиерей Сергий Титков
Протоиерей Сергий Титков
Анастасия, 19 лет
Андрей Кочергин
Кризисный психолог Марина Берковская
Валерия, 30 лет
Куколка, 25 лет
