Чувство вины

Чувство вины может быть проявлением инфантильности

– Парадоксальным образом, многие жертвы, испытав насилие, после этого чувствуют вину за случившееся. Это мешает им уважать себя. В чем причина возникновения такого странного чувства?

– В некоторых случаях человек проявляет через чувство вины свою инфантильность.

Ребенок по природе своей чувствует себя центром мироздания, центром всего. Такое осознание себя для ребенка естественно. Психолог Жан Пиаже назвал это эгоцентрическим сознанием (не путать с эгоистическим). Ребенок до пяти лет убежден, что все видят мир так же, как и он. Представить себе, что другой человек видит иное, мысленно встать на позицию другого человека, ребенок не умеет. Только после пяти у него формируется реалистическое мышление и сознание, и он от эгоцентризма переходит к реализму.

Беда заключается в том, что мы одной частью своей личности взрослеем, а другая у нас может оставаться инфантильной. Как правило, инфантильные, детские структуры личности сохраняются в эмоциональной сфере и сфере отношений. Это означает, что очень часто взрослый относится к другим людям эгоцентрично, как маленький ребенок.

«У тебя плохое настроение? Что я опять не так сделала?» – спрашивает жена у расстроенного мужа. Жене кажется, что только она может быть причиной недовольства мужа. Она не может предположить, что у него есть какие-то свои, не связанные с ней обстоятельства, которые заставляют его нервничать.

Или мама, которая делает уроки со своими детьми, в бешенстве кричит: «Ну, я не понимаю, как же так можно? Как же ты не можешь решить эту простейшую задачу?». Она не может себе представить, что мышление другого человека не справляется с тем, с чем легко справляется она сама. Так же учительница кричит на учеников, когда не понимает, как эти дети не могут постичь того, что очевидно для нее. Это эгоцентрические черты.

Именно такой, инфантильный тип личности воспринимает совершенное над ним насилие как наказание за какие-то грехи. К сожалению, многие жертвы насилия, по сути дела, проявляют свой эгоцентризм в том, что чувствуют вину за то, что над ними совершили какое-то преступление. Казалось бы, очевидно, что вина за преступление лежит целиком на преступнике. Но жертвы с инфантильными чертами могут чувствовать свою мнимую вину за то, что с ними произошло.

Другая причина, которая тоже связана с инфантильностью, заключается в том, что человеку легче признать, что он сам виноват в случившемся, чем принять тот простой факт, что его унизили, что его, выражаясь высокопарным языком, обесчестили, что его избили, что его превратили в «грязь», смешали с «грязью» и так далее. Легче взять на себя несуществующую вину, чем признать свое реальное унижение.

– А почему?

– Потому что чувство вины для них не так болезненно, как чувство унижения. С точки зрения эгоцентрической личности, лучше быть причиной такого страшного события, чем признать, что тебя унизили и причина этого унижения неизвестна. Например, человек приходит с синяком на лице, ему говорят: «Кто тебя побил?», а он отвечает – «Да никто, это я упал». Тем самым он берет на себя ответственность и вину за синяк, только чтобы не сказать, что его побили.

Вина не так «режет душу», как унижение. Но это и есть инфантильность людей, которые носят в себе постоянную невротическую виновность во всем. Конечно, это детская черта. Они и выглядят как постоянно виноватые перед кем-то, у них всегда перед всеми людьми поза виновности, у них походка виноватого, маленького обиженного ребенка, которого сейчас будут сечь.

Видя таких людей, я сразу себе представляю строгую мать или сурового отца, которые наказывают своего ребенка. Или очень строгую воспитательницу детского сада, или учительницу, которая стоит в позе осуждения и обвинения и указывает этому несчастному малышу на то, что он испачкал свой костюм или наследил на полу, или разбил кружку, вазу или сделал еще что-нибудь. И вот эта поза маленького наказуемого ребенка сохраняется в человеке, особенно в женщинах, в позе, в мимике, в жестах. И своим обликом они просто притягивают людей, у которых тот же самый комплекс развит в другом, садистическом направлении…

– Значит, чувство вины за совершенное над нами насилие является ложным?

– Конечно, оно всегда ложное, если мы говорим о событиях, где человек потерпел ущерб как невиновный. Но если он сам является причиной этого события, например, подрался с кем-то, и в драке его избили, то это другое дело, тогда он не жертва, а просто участник, и он действительно виноват.

– Как преодолеть ложное чувство вины?

– Нет другого способа, кроме как взрослеть, исцеляться от инфантильности. Зрелость личности достигается только тем, что человек начинает отвечать за свою жизнь, становиться причиной своей жизни. Человек, который считает себя виноватым без вины, берет на себя чужую ответственность, тем самым, повышая свою значимость в собственных глазах. Используя чувство вины как подтверждение своей причинности, он взваливает на себя ответственность за случившееся. Но эта иррациональная вина – детское чувство, оно незрелое, это разрыв с реальностью! Жертва рисует себе реальность совершенно неадекватно, романтически или мистически. Жертва часто склонна к романтизации или мистификации. Но реальность она не видит, не признаёт и признавать не хочет. Значит, взросление заключается в том, чтобы признать реальность и вступить с ней в общение. Нужно быть реалистом и нести адекватную ответственность.

– Получается, что надо взять ответственность за свою жизнь, а ответственность за этот случай надо отдать насильнику?

– Нет, часть этого события, которая принадлежит жертве, отдавать насильнику не надо.

– А что принадлежит жертве?

– Прежде всего, последствия полученной травмы, свои реакции на нее. Зрелому человеку принадлежит возможность исцеления, принадлежит возможность постепенного проживания этого события, переживания и проживания. Ему принадлежит понимание того, что время помогает эмоционально восстановиться, ему принадлежат забота о себе, забота о своем отдыхе, о своем восстановлении, своей силе. В том числе и обращение к Богу, к Церкви, к психологу, чтобы выбраться из этого. Это тоже ответственность жертвы.

У жертвы есть еще один аспект ответственности. Это вопрос об осторожности и трезвости жертвы до факта насилия. Потому что если слабые беззащитные женщины без крайней на то необходимости ходят по темным улицам поздно вечером, не удосуживаясь просить, чтобы их проводил кто-то, кто смог бы их защитить, то это их ответственность.

– Но если рассматривать насилие как наказание за ошибку, то часто это слишком серьезное наказание.

– Согласен. И все же жертвы несут иногда ответственность за то, что они каким-то образом поступили неосторожно. Например, человек идет вдоль железной дороги, он ответственен за то, что поезд может причинить ему вред. Ответственен? Ответственен. Если человек погиб при переходе путей в неположенном месте, это слишком тяжелое наказание за его безответственность, да. Но он ведь понимал, где он идет, это же железная дорога, а не что-нибудь.

Если человек садится за руль автомобиля, не умея водить или пьяный, и на скорости врезается куда-то или убивает кого-то, или сам погибает, то разве это не слишком тяжелое наказание за его безответственность?

Так же и жертва, которая идет в темном квартале, по пустынным улицам города – как она там оказалась?

– Но все-таки мне кажется, здесь есть фактор судьбы или промысла Божьего, потому что жизнь – это же не слепая мясорубка какая-то...

– Согласен, есть воля Божья. И, тем не менее, жертва всегда несет свою долю ответственности за то, что с ней произошло. Мы же знаем, что нельзя трогать оголенные провода, мы знаем, что существуют воры, насильники, бандиты, что они где-то ходят по городу, что мы можем с ними столкнуться.

Но все равно, это вопрос не вины жертвы, а ее ответственности. Мы не должны чувствовать себя виноватыми, но мы должны понимать, что наша доля ответственности в случившемся есть.

Надо понимать, что когда человек спрашивает: «За что мне это?», то на этот вопрос нет ответа. Но если человек сам выбрал эту темную улицу, этот закоулок, чтобы пойти, сократить себе дорогу, вместо того, чтобы пройти по освещенной части города, когда у него был выбор, то в этом есть часть ответа. Потому что ты сам выбрал эту дорогу, поторопился, как часто бегут люди к станциям через пути или залезают на платформу перед идущим поездом. Ты сам решил поступить так, а не иначе. Какова твоя доля ответственности в случившемся, а какова доля воли Божьей – не нам судить, но она есть.

В любом случае, жертва – это не приговор, это новое состояние, в котором оказался человек.

© Vetkaivi.ru

Об авторе: Лоргус Андрей, священник, психолог

Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто несчастен: «Из несчастного стать счастливым»

 


( 9 голосов: 4 из 5 )
 
13349
 
Священник, психолог Андрей Лоргус
Священник, психолог Андрей Лоргус

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Реальная ответственность вместо иррациональной вины (Марина Берковская, психолог, психотерапевт)
Чувство вины рождается не в момент насилия, а в детстве (Елена Орестова, кандидат психологических наук)

Последние просьбы

  • 24.07.2024

    Здравствуйте, мне сейчас 21 год. Мой дедушка домогался до меня и до недавнего инцидента. Всегда говорил, что у меня красивая фигура. Я всегда очень сильно любила своего дедушку, он был для меня примером доброты, но что мне теперь делать... я не знаю, мне страшно. Я недавно приехала к своим родителям, приехали бабушка с дедушкой. Мы все выпивали, я тоже выпила и перепила. Мне стало плохо и я блевала в унитаз. Помню, что я на коленках доползла до кровати. Стыдно конечно, что я перепила, но я была в отчем доме и расслабилась. Следующее моё воспоминание как я лежу на животе в сенях на дивание. Дедушка трогает меня везде, в том числе снимает и трусы. Я не знаю было ли проникновение... я не хочу думать об этом, слишком страшно. Я собрала все свои силы и встала и убежала обратно в кровать, где спала. Дедушка стоял в дверях, он мне что-то сказал, я сказала ему уходить. На следующее утро они с бабушкой уехали, я спала. Когда проснулась меня настигло осознание произошедшего. Я написала об этом своему парню любимому, он был просто в шоке. Он остался в городе, так как он работал в эти дни, не смог приехать со мной. Он спросил не приснилось ли мне это, я сказала, что не знаю. Попросил сказать маме, найти сейчас в родителях утешение, так как не рядом. Я дрожащая и в слезах рассказала маме и папе, они сказали, что мне приснилось. Когда я уходила обратно в дом, то на диване в сенях, где всё произошло нашла свою серёжку... значит, что это не было сном. Стыдно писать, говорить об этом... я ведь напилась, но разве я виновата в произошежшем, не знаю.. мне просто хочется поддержки, это произошло совсем недавно. Мне и родителей не хочется обижать тем, что мне хочется прямо сегодня собраться и уехать обратно в город. Как всё забыть и не мучатся? Деда планирую теперь избегать, не находится с ним наедине, и сторого наказать родителям, чтобы они не приглашали деда с бабкой...

    подробнее...
  • 20.07.2024

    Здравствуйте, меня зовут Оксана, мне 28 лет. У меня есть муж, и он всячески меня ревнует ко всему. Если я разговариваю с мужчинами или, допустим, я иду гулять, он может мне высказать, что я ему изменяла даже тогда, когда просто с ним разговаривала. Потом он мне сказал, что если узнает, что я ему изменю, он меня убьёт, теперь я его боюсь. Как мне оградиться от него и его угроз я боюсь? Но даже после таких слов он продолжается разговаривать, как ни в чём не бывало. Как обычно, как будто он ничего такого и не говорил, а у меня осадок? Что теперь я не могу с мужчинами разговаривать даже потому, что подумает, что я ему изменяю.

    подробнее...
  • 19.07.2024

    С 7 лет после развода родителей, мы с мамой переехали к отчиму, все было нормально, но с момента переезда он мне твердил как ужасный мой отец и что сам он лучше и успешнее его. Я на это плевал,но с моего 12 летия он начал орать и оскорблять меня и мою мать, при его родных детях девочке 5 лет и мальчик 1 годик. Каждый раз говорит что мы все бытовые инвалиды и он заслуживает что при каждом его возвращении домой его ожидает вылизанный дом и идеальная семья, мама моя, за которую я переживаю больше всего, разбирается с проблемами бизнеса отчима и в тоже время воспитывает детей,но этому типу этого мало и плюсом под влиянием своей матери одиночки которая осталась одна в жизни начинает орать и унижать мать что ему не подходит семья которую он так хочет заполучить без вмешательств в воспитании детей. Ведёт себя он как маленькая девочка которая обижается и рвется в драку из-за того что на его день рождения ( на котором я не сильно то и хочу участвовать) я останусь с маленьким ребенком чтобы он с мамой отдохнули. Я не знаю что делать, за себя не волнуюсь, я человек не гордый,но свое делаю, мне есть куда убежать,я хорошо лажу с родным отцом и могу с ним жить, но не знаю что делать с мамой, развод я не хочу ведь довольно маме этого,подавать никуда не хочу,думаю что приведет к разводу, но боюсь что мама не справится одна и боюсь за брата и сестру, подскажите пожалуйста, не хочу строить жертву, я просто хочу помочь маме

    подробнее...
  • Читать другие просьбы




Футболки с надписями

Скачать книгу Преодоление страха

Самое важное

Лучшее новое

Как пережить расставание, развод

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru