Не бойся школы!
— Детский сад, школа — это первые учреждения на пути человека, где он может столкнуться с коллективным насилием. Психологическим, физическим и даже сексуальным. В детском саду ребенок еще не будет читать наш сайт, да и само насилие еще относительно безобидно, поэтому, конечно, мы адресуемся школьникам. Как всегда, наш разговор адресован не в пустоту, а адресован этому самому школьнику, которому очень плохо и хочется понять «За что?» и «Что делать?» Начнем с такого вопроса — как вы думаете, отчего зависит, что в качестве жертвы, объекта для издевательств (если это регулярное насилие, а не единичный эпизод) выбирают определенного ребенка. То вот этот мальчик или девочка спрашивает вас: «Почему я? За что меня?»
— Повод даешь! Я не люблю отвлеченных разговоров, поэтому хотел бы сразу привести один реальный пример. Пишет мне мальчик, правда не школьник, студент: «Я учусь в институте и живу в общежитии. А там есть несколько дружных ребят, которые, когда я иду мимо них, начинают насвистывать мотив из фильма «Терминатор». Я, правда, не совсем понимаю, о чем идет речь, но я очень худой, или выгляжу как-то еще не так, и в этом, судя по всему, все дело. Поэтому мне очень обидно и больно, особенно когда это происходит при девочках. Что мне делать, когда эти ребята начинают себя так вести? Может быть, мне попытаться с ними подраться? Или попытаться с ними поговорить?»
Вы понимаете, что здесь интересно: это реальная, настоящая беда, случившаяся именно с этим человеком. И вот сейчас этот человек либо испачкает памперс и будет пытаться обходить этих людей за километр, либо он по моему совету начнет вместе с ними хохотать, глядя на них. Или, как минимум, мило им улыбаться. Он возразил мне: «Но они же меня побьют!» «А вы не знаете этого!» — ответил ему я — «С чего вы взяли, что это произойдет? Людям нужна понятная им реакция жертвы, когда та поджимает хвостик и начинает конфузиться. Когда над ними вместо этого начинают смеяться, они понимают, что совершили какую-то глупость, причем не совсем даже очевидно, какую именно. Улыбайся им, когда они начинают над тобой хихикать, и тогда, кто над кем смеется, будет большой загадкой. «Терминатор? Почему нет? Прикольно!». В психологии это называется «перехват ролевой инициативы».
Мы становимся жертвами тогда, когда мы позволяем себе становиться жертвами. Женя Родионов, поставленный на колени, креста-то не снял. А ведь он на коленях уже был, его поставили взрослые бородатые дядьки. И отрезали ему голову. Ну, куда дальше-то было уже? Но креста он не снял, и кто победил в той игре? Тот, у кого был нож в руках, или тот, кто смог себе позволить отдать жизнь за свои убеждения? Так вот, позволяйте себе иметь свои убеждения, притом столь серьезные, чтобы никто не посмел вас оскорблять. И тут не обязательно иметь пудовые кулаки и быть в два раза толще тех, кто вас обижает. Достаточно иметь волевую струну, которая не позволит склониться вашей голове.
Люди — очень сообразительные существа. Они никогда не станут рисковать вне зависимости от того, что они видят, если ты полон решимости защищать себя. Они сами додумают, почему тебя трогать нельзя.
У нас в соседнем дворе жил парень, у него после операции была дыра в трахее. А он был, ко всему, еще и небольшого роста и вообще не очень хорошего развития; он курил, в силу того, что у него были соответствующие родители. И над ним в связи со всем этим пытались поначалу хихикать. Он в ответ повел себя очень странно: он брал железный прут и, без всяких сомнений, пытался бить им тех, кто над ним смеялся, ребят в два раза больших его. Вы не поверите: потом он вызывал тотальный ужас только оттого, что появлялся в этом дворе. Маленький мальчик с дырой в гортани, который развлекался тем, что, когда курил, пытался выдыхать из этой дырки дым.
Пример, очевидно, грубоват. Но если вы не научитесь сражаться сейчас, сражаться за собственное человеческое достоинство, если вы не поймете, что такое благородство, что такое выдержка, что такое убеждения, то когда, интересно, вы найдете время для всего этого? Когда, как ни сейчас, в детстве, когда все еще происходит понарошку? Во взрослой жизни могут начать стрелять просто потому, что ты что-то случайно не так сделал или позволил себе назвать человека как-то по-другому, чем это принято в его среде.
Меня удивляют взрослые интеллигенты в третьем и пятом поколении, которые, не очень понимая жизнь и не будучи битыми в детстве, могут при этом прилюдно употреблять слова и выражения, которые в простонародье вызывают однозначную реакцию: «с ноги — в рыло». А когда их отшлепают по щекам, они начинают верещать о том, что нужно срочно вызвать полицию или говорят о терпимости или других подобных понятиях.
— То есть жертвами насилия чаще становятся те, кто всячески избегает насилия в свой адрес, кто не знаком с этой стороной своей жизни?
— Просто нужно быть знакомым с жизнью во всей ее полноте. Я знаю, как учатся ребята в частных школах. Однажды я имел удовольствие присутствовать на одном дне рождения, где мальчики обсуждали, на каких именно машинах их с охраной возят в школу, какие именно телефоны у ребят из их класса, и сколько человек учится в этих классах. У одного в классе оказалось десять человек, но у второго, правда, шестнадцать. Соответственно, второй в этом смысле проиграл первому.
Так вот, нам такие школы не нужны, нам нужна социальная среда, которая рождает героев. Нам подобные «ботанические сады» с сорняками жизни ни к чему, это не наш метод. Пускай они колосятся где-нибудь в Швеции или в Германии. Нам нужны люди, знающие, что такое боль, что такое ответственность за свои слова, за свои поступки. Не бойтесь школы!
Психологи говорят, что вся человеческая жизнь — это повторение детского опыта. Если в школе молодому человеку, грубо говоря, не съездили по морде, он на протяжении очень длительного периода своей последующей жизни испытывает страх перед физическим насилием. И я сталкивался с этим неоднократно, когда видел, как достаточно успешные с виду ребята, и физически, и нравственно, и ментально неплохо одаренные, проявляли просто поразительную трусость перед физической болью, перед конфликтными ситуациями и другими подобными сущими пустяками.
Так вот, я уверен, что детский опыт даже более реален, чем вся последующая жизнь. В этот сюрреалистический период жизни человека каждая драка воспринимается им как решающая, каждая любовь — как любовь на всю жизнь, каждое предательство — как маленькая смерть. Это именно тот период, когда личность человека обретает ключевые свои качества, которые она пронесет в себе до последнего вздоха. Как об этом говорил Сухомлинский, «все, что происходит с человеком после четырнадцати лет, не имеет для личности большого значения». За этот микроскопический промежуток времени ребенок должен получить социальный опыт, опыт преодоления трудностей, опыт межличностных отношений, опыт насилия и опыт сопротивления ему.
С точки зрения обычного взрослого человека, все, что происходит с ребенком, как правило — полная ерунда и мелочи, ничего серьезного с ним произойти не может. И если ребенок воспринимает это как-то иначе, как-то очень близко и тяжело, то все дело только в свойственном этому возрасту максимализме, в его гипертрофированном восприятии своих проблем, грубо говоря, прыща на носу, из-за которого он готов неделями не выходить из дома.
Взрослые люди не помнят, и не могут понять, что чувствует ребенок, сталкиваясь с какими-то своими трудностями, с другой стороны, их отношение к этим трудностям основывается на вполне объективном суждении, что в основном они не сопряжены с серьезной угрозой для жизни или здоровья. Но при этом при всем сам ребенок, преодолевая данные трудности, получает именно тот неоценимый практический опыт, который будет помогать ему в течение всей жизни. Именно поэтому, когда дети ведут активный образ жизни, когда они тренируются, когда они дерутся, и дерутся именно за свои убеждения, когда они пресекают подлость, лицемерие, предательство, то именно в этот момент они готовятся к взрослой жизни. И нельзя их этой подготовки именно в этих ее формах лишать.
И все разговоры о том, что любой негатив из детства должен быть исключен, что дети должны только дружить и ходить, держась за ручки, играть в чистом песочке, есть только стерилизованные продукты, что с них нужно сдувать пыль, не учитывают одной маленькой ерунды: где-то рядом, в подворотнях, вырастают дети гораздо более жизнеспособные. Годы спустя, агрессивное, мотивированное быдло встречает на своем пути вот такого «фантика», чье детство было безоблачным, и от него тогда остаются только рожки да ножки. Потому что к такой ситуации он оказывается совершенно не готов. Потому что он умеет только глазками хлопать и маму звать.
Так вот: все во благо, и любая весть, которую приносит нам жизнь, изначально — благая. Что бы с вами ни стряслось, какая бы вас ни настигла беда, и на каком бы этапе вашего развития это ни произошло, метод работы с ней всегда один и тот же: преодоление. Преодоление, основанное на ваших убеждениях.
Господь являет нам трудности как экзамен на нашу состоятельность, тестирование наших сегодняшних способностей, которые должны теперь будут претерпеть изменение в лучшую сторону и сделать вас на порядок выше того уровня, на котором мы находимся сейчас. Детство — это маленькая жизнь, и ее надо прожить так, чтобы до конца своих дней чувствовать себя человеком самостоятельным, дееспособным, решительным и готовым на поступок. А не тем слюнтяем, который прячется за мамину юбку.
— А как быть родителям? Спокойно смотреть, пройдет их сын очередное испытание ели нет?
— Позвольте ребенку совершить собственную ошибку, позвольте ему столкнуться с собственными трудностями. Не надо бегать во двор лупить обидчиков вашего ребенка. Не превращайтесь в человека, для которого свой ребенок всегда прав, и никто не имеет права его наказывать, воспитывать и предъявлять ему какие-то претензии. У нас каждый человек — это личность, потому что он русский и Православный. А личность, вне зависимости от возраста, обязана отвечать за свои поступки и обязана соизмерять их с теми абсолютными категориями добра и зла, которые указал нам Христос.
Поэтому ничего сверхъестественного и опасного в школе я не вижу, если только не брать во внимание, что все чаще и чаще наши школы заполняются людьми нерусскими, консолидированными и агрессивными. И здесь мы, православные люди, должны воспринимать школьный класс как церковную общину и как семью. Если у нас есть общие идеалы, общие представления о том, каким должен быть наш ребенок, то мы должны передать ему их своим примером, примером своей жизни во взрослой христианской общине. И если он не дурак, конечно, и вас любит, то он будет стараться воспроизвести эту модель взаимоотношений со своими единоверцами в своей собственной жизни. Я более чем уверен, что православные мальчишки вполне найдут повод находиться вместе, и пресекать любые противоправные действия кого бы то ни было. Чтобы та самая уличная этническая преступность не расцвела в наших школах. Чтобы не оказалось, что в школах можно легко купить наркотики. А сейчас все это проявляет себя все в большей мере, когда конформизм большинства, выраженный в известных мудростях вида «это не мое дело» и «моя хата — с краю», позволяет совершаться деяниям преступным даже, а не просто противоправным.
Еще раз говорю: наши дети — это продолжение нас самих. Какие мы — такие и дети у нас. Странно, если мой ребенок не будет пытаться на меня походить. В этой связи, какое мы имеем право не показать ему тот самый осязаемый пример того, каким должен быть русский человек? Поэтому, пускай ваш ребенок сражается, влюбляется, дерется, страдает и мучается: на то оно и детство.
Еще раз: не бойтесь школы.
— Как быть, если ты мальчик, и речь идет о физических издевательствах?
— Я до двенадцати лет регулярно «огребал» от своих школьных и дворовых, скажем так, товарищей. Причем, каждый день и как следует. Я по сию пору считаю, что самым ужасным периодом моей жизни было детство. Ничего такого особенно светлого и доброго я в нем не увидел. Маленькая ремарка: а кто с вами разговаривает сегодня? Попробуй кто-нибудь меня обидь! Поэтому, детки мои золотые, вперед сражаться! Ничего страшного в драке нет. Тебе разобьют лицо? Бывает! Деритесь дальше!
Есть красивая история про водолаза и студента. В одном из портовых городов студент влюбился в девочку. А в это время в этом городе жил знаменитый, прямо легендарный водолаз, героическая для местных жителей личность. И он попытался у этого студента эту девочку отбить. Студент, который явно не дотягивал до весовой категории этого водолаза, попытался его отлупить, не больше и не меньше. В ответ на что получил очень крепко, и даже прилег в больничку. Он вышел из больнички, и первое, что он сделал, он снова побежал к водолазу и снова стал пытаться его лупить. Водолаз снова в ответ попытался его отдубасить, и снова это у него получилось, и снова студент прилег в больничку. И однажды в третий раз выходит студент из больнички и снова начинает искать водолаза, а тот начинает от него прямо-таки скрываться. Ему было уже явно не до девочки.
Вот что делают волевые качества в трудных ситуациях жизни. Поверьте, такой человек через всю жизнь пронесет понимание того, как именно нужно добиваться поставленной цели. Не бойся ничего! Бойся страха, потому что именно страх является оружием дьявола, и именно он вас убивает, а не люди. Более того, в столкновении с опасностью твоя голова рисует еще непознанные тобой картины позора, унижения и физических страданий, которые не имеют ничего общего с тем, что происходит в реале. Ты будешь удивлен, когда, подравшись и получив по голове, ты скажешь: «И это — все?» Причем, поверь, так будет в первый и в последний раз, потому что второго раза не будет, потому что никто, скорее всего, не захочет с тобой связываться: смысла в этом никакого не будет. Собственно драться, как правило, никто и не хочет. Хотят твоего внешнего унижения, хотят увидеть твой позор, тот самый страх и ужас, который тебе пытаются навязать.
Не позволяй никому над собой издеваться, чего бы тебе это ни стоило. Говорю это ответственно, понимая, о чем говорю: я сына воспитал так. Я сам так вырос.
Не верь никому, кто говорит обратное. Родители, которые уберегают ребенка от драки, говоря ему «убеги, не дружи с этим мальчиком, заложи его» — подлецы, которые готовят предателя. Прежде всего, собственных убеждений и собственной жизни. Слизняки пускай живут в болоте, а нам нужны герои, честные, чистые и физически здоровые русские ребята. И по-другому, кроме как из детства, они не появляются. Детство — это и есть инкубатор героев, который должен их рожать. Во взрослой жизни готовиться к подобным вещам уже поздновато, да и условий уже для этого нет.
И еще раз: не бойтесь школы!
— А если речь идет не о каких-то серьезных побоях со стороны агрессоров, а о мелких, скажем, тычках, плевках и мелком вымогательстве? Видимо, здесь грубый физический отпор не единственное, а может и не лучшее средство защиты? Или если речь идет о ситуации психологического насилия, где вообще никто не трогает ребенка и пальцем, но над ним насмехаются, обзывают, стараются унизить. Как быть в такой ситуации?
— Никакой разницы, кроме юридической, между физическим и психическим насилием не существует. Во всех этих ситуациях механизм действий нападающих и жертвы один и тот же. Как только ты покажешь собственный страх, не преодолев его в себе, то ты не только будешь унижен, но готовься в этом смысле к многосерийному фильму, к тому, что все, чего ты боишься, будет с тобой повторяться.
А если ты каким-то образом еще ухитрился отличаться от всех остальных, то, поверь, это обязательно заметят. Ты, предположим, маленький и худенький. Естественно, что все двоечники вашего класса будут пытаться вытирать о тебя ноги. Сражайся! Сражайся, не бойся ничего, пытайся драться! Получишь? Да и ладно, ничего страшного! Все герои получают. Не бойся казаться при этом смешными, не бойся казаться нелепым! Бойся страха. Страх тебя убьет, обязательно, оцепенение и ужас страшнее всего, что может с тобой произойти. Это все спровоцирует дальнейшее твое унижение. Или тебе это нравится? Если нравится, то вперед, унижайся дальше! Но что-то мне подсказывает, что такое нравиться не может.
Поэтому, сражайся! Не вру: делай только так, я сам через это прошел и имею право на эти слова.
— На наш сайт уже неоднократно писали девочки, которые пережили коллективное сексуальное насилие в школе. Чаще всего, это происходит в ситуации, когда девочка переходит в новую школу. Во всех случаях девочки не подавали никакого повода, не искали никаких знакомств, но доверяли своим соученикам на уровне совершенно невинных дружеских отношений. И в определенный момент оказывались в замкнутом пространстве одна против толпы парней, почему-то не сомневающихся в своей безнаказанности. Как себя вести, чтобы уменьшить вероятность попадания в такую ситуацию?
— Вопрос крайне сложный, потому что абстрактный. Он звучит примерно так: «Как девочке не попасть под машину?» Чтобы ответить на него, нужно понимать, о какой именно машине идет речь: о той, которая управляется добропорядочным гражданином и опытным водителем или пьяным дебилом? Я этого не знаю.
Поэтому, чтобы дать на него исчерпывающий ответ, мне нужно оценить множество факторов, а так можно дать только самые общие советы. Часто все эти ситуации с групповым изнасилованием среди подростков связаны с употреблением алкоголя. Таким образом, не употребление девушкой алкоголя, избегание компаний, где пьют, уже снижает риск попасть в подобную ситуацию.
Проиграй в голове ситуации, когда на тебя кто-то нападает. Первое и самое основное, что я могу посоветовать всем девочкам, оказавшимся в беде, — это привлечение социального отклика. Если ты начнешь кричать и призывать кого-то на помощь, то, поверь, в подавляющем большинстве случаев насилие прекратится. Если же ты с перепугу прикусила язык и пытаешься вяло и безуспешно бороться, то это только усилит желание что-то там с тобой совершить. Сработает эффект охотника и жертвы. Поэтому сражаться нужно по-настоящему и орать по-настоящему.
Второе, если с тобой что-то случилось, то не замыкайся в себе. Потому что, если ты будешь действовать, то, как минимум, ты предотвратишь следующее преступление. Категорически обязательно подавайте с родителями заявление в полицию и никаких сомнений, никаких страхов, ничего не бойтесь! Подать заявление и сажать урода! Все разговоры о том, что тебе стыдно и о том, кто что подумает, несерьезны и ни о чем. Потому что гораздо страшнее не действовать, а замкнуться в себе и годами носить в себе эту боль и беду. Придавит — не вздохнешь. Поэтому насильника — наказать, и ничего не слушать, никого не бояться. Если вам будут угрожать или вы узнаете, что ваши обидчики пытаются дать кому-то взятку, то обращайтесь в прокуратуру, пишите еще одно заявление, и сажайте их уже и по этому поводу. Только так мы наведем порядок.
Более того: если с тобой это произошло, то опять же, помни, что на то был промысел Божий, будь любезна изобличить преступников, потому что, именно полагаясь на твою силу, Господь дал именно тебе это испытание. Если же ты и этого не сделала, то ты умножила зло. Непресечение зла есть зла умножение.
— Не могли бы вы дать еще какие-нибудь конкретные советы о том, как себя вести, если ты уже попала в такую ситуацию — тебя окружили и угрозами и побоями склоняют к совершенно недостойному поведению?
— Я — не девочка и никогда ей не был. Мне трудно понять, как вести себя, будучи девочкой: зачем же мне врать? Но я — отец, и знаю, что такое свой ребенок, и что такое переживать за него. Да упаси Господь кого-нибудь коснуться моей семьи! Моя жизнь на фоне безопасности моей семьи не имеет для меня никакого значения, а, соответственно, видя, как кто-то ставит эту безопасность под сомнение, могу и не разобраться в границах своего допустимого поведения в такой ситуации.
Помни: у тебя есть мать и отец, они тебя любят, и когда идет разговор о преступлениях против тебя, то это единственные люди, которые с неба упадут и из-под земли выскачут для того, чтобы тебя спасти.
У тебя самой может не хватить на это сил, не хватить волевых качеств. Но они может быть и не нужны: старайся не попадать в такие ситуации, старайся быть разумной, предугадывай дальнейшие шаги и решения людей, тебе неприятных. Не доверяй никому из тех, кого ты хорошо не знаешь. Поверь, мир гораздо более злой, чем ты думаешь. И это тебе в любом случае еще предстоит узнать в полной мере, повзрослев.
Сейчас у всех есть сотовые телефоны. У каждой девочки должна быть заранее заготовленная эсэмэска, которую она тут же отправляет собственному отцу, а потом он пытается как-то до тебя дозвониться, а ты пытаешься сообщить, где находишься и что с тобой происходит. В любом случае, с большой долей вероятности, у тебя будет возможность сделать это.
Если тебя склоняют к вещам недостойным твои одноклассники, ребята, знакомые тебе, то, поверь, этого звонка родителям должно хватить, потому что никто со взрослыми связываться не собирается.
Это минимум того, что можно сделать, даже находясь в совершенно пассивной защите своей чести и своего здоровья.
Помни, что из любой ситуации есть выход, и отсутствие выбора крайне упрощает выбор. На тебя кто-то нападает? Бери то, что есть под рукой, и бей по башке! Сражайся за свою честь, достоинство и жизнь! Потому что никто не знает, чем может закончиться данное насилие. Что именно имел в виду насильник, остановится ли он именно на сексуальном насилии или, может быть, захочет посмотреть, что у тебя внутри. Кто сказал, что он не станет этого делать? Где гарантии? Поэтому сражайся, спасай свою жизнь, никоим образом не сдавайся!
Все, что происходит, по силам нашим и никогда сверх этих сил. Соответственно, все, что с тобой ни происходит, было рассчитано на то, что тебе удастся достойно это пережить.
© Vetkaivi.ru
13476 |
Андрей КочергинЧитать отзывы |
Смотрите также по этой теме: |
Лучшей защитой от насилия в школе является здоровое мировоззрение (Психолог Любовь Бычкова)
Как родителям контролировать ситуацию, если ребенок подвергается насилию в школе (Психолог Лариса Трутаева)
Травля в детском коллективе (Психолог, педагог Людмила Петрановская)
Ребенок становится жертвой после того как он испугался (Психолог Светлана Швецова)
Истории из жизни о насилии в школе (Истории из форумов)
Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить (часть 1) (Иззи Колмен)
Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить (часть 2) (Иззи Колмен)
Ребенка обижали в школе... (Анастасия Мелихова, 15 лет)
Я не дам себя обижать (Исаак Лернер, педагог)
Последние просьбы
- 04.12.2024
С 10 лет интернат (2 месяца в году дома), где на протяжении учебного года подвергался изнасилованиям каждый вечер и систематическим издевательствам, травле, избиениям. Хотелось бы найти психотерапевта, который смог бы помочь проработать травмы и стать нормальным человеком для моей семьи. Надеюсь этот сайт поможет..
подробнее... - 25.11.2024
Я жертва сексуального домогательства, с 9 лет мой отец домогался до меня, я вырос в неблагополучной семье, и, что от матери, что от отца я получаю только одно - неуважение, ненависть, хамство, ну и собственно избиения,не могу никому сказать, маме нет смысла, ибо она все прекрасно знает(она соучастница).
подробнее... - 24.11.2024
С самого детства меня постоянно унижали, оскорбляли и били в школе. Все начилось с первого класса и продолжается по сей день. В большинстве меня обижают мальчики и не один- два человека чтоб вы понимали, а компания, состоявшая из 7-8 человек. Моим обидчикам 13-14 лет - они уже курят, пьют и ходят на дискотеки, а мне все это не нужно - я скромная и тихая, не люблю громкую музыку, не курю и не пью. Каждый день я плачу в своей комнате. Пожалуйста, не игнорируйте мою ситуацию, помогите, кто чем сможет.
подробнее...